Просмотров:1545

Your browser doesn’t support HTML5 audio

Путин разорвал шаблоны

Прямая линия с президентом показала ничтожность доводов несистемной оппозиции.

Прямая линия с Владимиром Путиным стала,  как и предполагалось, знаковым событием для подавляющей части, как нашего политического истеблишмента, так и всего российского общества. Несмотря на то, что глава нашего государства отвечал на вопросы граждан в таком формате уже пятнадцатый раз, можно смело сказать, что нынешнее общение Путина с народом стало уникальным. И к тому есть не только явные (само по себе такое событие –  повестка дня минимум на неделю),  но и незримые причины.

Во-первых, хотелось бы отметить, на каком фоне проходила прямая линия с Владимиром Путиным. И тут есть несколько аспектов. Как внешнеполитических,  так и внутренних.

О геополитической обстановке все знают,  и тут, пожалуй, нет ничего нового за последний год не произошло. Разве за исключением того, что в самой могущественной державе планеты – Соединенных Штатах Америки – сменился президент. На смену демократу Бараку Обаме пришел республиканец Дональд Трамп. В среде российских политологов и специалистов по геополитике совсем недавно были надежды на серьезные сдвиги в международной политике. По крайней мере, на то, что эти перемены наметятся. Но довольно быстро многие иллюзии рассеялись. И уже сегодня многие понимают, что, как говорится,  президенты в США приходят и уходят, а общий внешнеполитический вектор Вашингтона остается неизменным. Вместе с русофобией, постулатом «Америка превыше всего» и твердой убежденностью, что Штаты имеют право навязывать свою волю всему человечеству.

Можно еще вспомнить смену президента во Франции – ключевой стране Старого Света. Но замена якобы социалиста Франсуа Олланда на якобы центриста Эммануэля Макрона вообще похожа на обмен по формуле «шило на мыло».


Реклама


Победу на президентских выборах в Болгарии в ноябре прошлого года Румена Радева, желающего наладить отношения с Москвой, вообще можно оставить за скобками. И хоть решения по тем же санкциям в Евросоюзе принимаются консенсусом, очевидно,  что Болгария не в состоянии проводить собственную линию. Как, впрочем, и Греция, и Чехия, где лидеры государств тоже вроде как с симпатией относятся к России. Кстати, если уж речь зашла о Болгарии, победа Румена Радева была нивелирована результатами парламентских выборов в марте текущего года,  на которых победила прозападная партия «Граждане за европейское развитие Болгарии».

В какой-то степени можно порадоваться победе Игоря Додона, ставшего президентом Молдовы и никогда не скрывавшего своей пророссийской ориентации. Но его полномочия пока настолько ограничены, что говорить о каком-то развороте Кишинева в сторону Москвы пока не приходится.

Итак, геополитическая обстановка, на фоне которой проходила прямая линия с Владимиром Путиным, практически не изменилась по сравнению с той, что была во время прошлогоднего общения. Россия по-прежнему под западными санкциями, а Брюссель и Вашингтон продолжают кричать о некоей «российской угрозе». Ситуация на Украине характеризуется, скорее, фразой «медленное гниение». Обстановка в Донбассе выглядит по-прежнему крайне тревожной, но более-менее стабильной.

Теперь хотелось бы сказать о внутриполитическом фоне,  на котором проходила прямая линия. Тут есть несколько факторов.

Первый состоит в том,  что эффект от «крымского консенсуса» стал ослабевать. Нет, подавляющее большинство до сих пор уверено, что Россия в марте 2014 года поступила правильно. По большому счету, возвращение Крыма и останется в народной памяти самым значимым событием в период президентства Владимира Путина. И все надежды наших несистемных либералов, что западные санкции и экономические трудности заставят россиян пересмотреть свое отношение к «Русской весне», останутся тщетными. Но в обществе, между тем, стало уходить некое ощущение динамики.

Помните, как многие из нас буквально на нервах ежедневно смотрели новостные ленты? Мы становились свидетелями великих изменений, кожей чувствовали, как Россия возвращает себе величие и уважение в мире. И были готовы ради этого многим жертвовать. Просто генетическая память подсказывала нашему народу, что путь к возвращению былой мощи не будет простым. И большинство вполне сознательно было готово идти по нему.

Люди в крупных городах и небольших поселках собирали гуманитарную помощь пылающему Донбассу, некоторые поехали добровольцами помогать соотечественникам, в своих домах принимали беженцев и вынужденных переселенцев с Юго-Востока Украины.

Многие следили за фронтовыми сводками с Донбасса. Некоторые – даже за политическими раскладами в ДНР и ЛНР, видя возможность реализовать в народных республиках правильные социальные преобразования. Скажем, провести национализацию крупной промышленности.

И каждый день приносил для нас что-то новое. Запад вводил новые санкции, риторика Обамы и Меркель накалялась по экспоненте. Мы в ответ стали быстрыми темпами наращивать сотрудничество с Китаем, развивать отношения с другими государствами в рамках Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС.

Мы начали борьбу с терроризмом на дальних подступах с терроризмом в Сирии. Но главное – мы не дали свергнуть Башара Асада,  который буквально держался на волоске и по праву может считаться нашим единственным надежным союзником на всём Ближнем Востоке. Одновременно мы смогли показать США, что эра их почти безграничного владычества в разных регионах мира закончилась.

Конечно, с болью в сердце мы восприняли сообщение о гибели наших военных, когда Турция сбила наш самолет. Но в глубине души мы знали, что жертвы не напрасны. Они не разобщали, а сплачивали россиян.

Но примерно с 2016 года наступило некое «затишье». Противостояние в Донбассе приобрело форму «окопной» войны. Война в Сирии стала похожа на рутину. И хоть удалось наладить отношения с Турцией,  что, безусловно, положительно, новых союзников Россия в регионе не приобрела (Эрдогану уж точно особо не верят).

То есть, пропало именно ощущение динамики. Россияне – мирные люди. Но мы прекрасно понимаем,  что стратегия одной лишь обороны грозит обернуться и поражениями. А ведь Запад не говорит, что вдруг полюбил нас.

Второй аспект,  который определил фон прямой линии с Путиным, можно обозначить как консолидированная атака на президента несистемной либеральной оппозиции.

Можно смело сказать, что в 2017 году либералы взяли курс на осуществление «цветной» революции. Выпустив весьма сомнительный с точки зрения фактов фильм «Он вам не Димон», Алексей Навальный начал открыто призывать людей выходить на улицы. Причем стал делать это в форме откровенной провокации. На согласованные с московской мэрией площадки Навальный не соглашался, а призывал фактически устроить давку в центре города.

Что ж, весьма,  надо признать, умелый ход. В выходной день в центре столицы и так всегда гуляет много народу,  тем более в солнечную погоду. Но уже на первой акции такого рода 26 марта не обошлось без насилия: один из стражей правопорядка в результате удара «борца с коррупцией» получил черепно-мозговую травму. И удивляться этому не стоит. «Цветные» технологии предполагают, что вначале люди «мирно гуляют»,  а потом начинается силовое противостояние. В качестве «пушечного мяса» используются все подряд, хоть даже и не имеющие жизненного опыта разгоряченные видеообращениями школьники.

Так что иллюзий питать не стоит. Навальный даже не утруждает себя разработкой хотя бы самой примитивной позитивной программы действий в случае прихода к власти. «Цветные» госперевороты делаются не ради развития, а для разрушения государственности и всей окружающей жизни.

Но интересен один тезис, который наши либералы активно раскручивали перед прямой линией с Путиным. Дескать, общение с народом должно было состояться еще в апреле, а его перенесли на 15 июня. И именно – из-за акции Навального 26 марта. Глупость, конечно, необычайная. Думать, что не имеющие широкой народной поддержки несистемные оппозиционеры способны изменить планы общепризнанного национального лидера, это всё равно как предположить, что кто-то из представителей власти может повлиять на годовые астрономические циклы. Господа либералы,  не пытайтесь приписывать того,  к чему не имеете отношения!

Хотя, удивляться не приходится. Это вообще особенность мышления политических маргиналов: считать свою внутреннюю жизнь особо значимой для общества. Собрание сторонников на квартире приравнивается к федеральным выборам, печать ста экземпляров листовки воспринимается как создание предреволюционной ситуации.

Но откровенную ерунду про то, «как Навальный заставил Путина молчать»,  распространяли многие СМИ. Прежде всего,  либерального толка. И это тоже важный элемент фона, на котором прошла прямая линия.

Теперь перейдем непосредственно к самой прямой линии.

Произнесенные президентом фразы будут, безусловно, изучаться во всевозможных исследовательских и аналитических центрах за рубежом. И в этом нет ничего удивительного. Казалось бы,  никаких секретов Путин не открыл. По определению, о чем говорится на всю страну, уже секретом быть не может. Но сегодня ситуация такова, что мир вынужден следить даже за интонацией главы российского государства. Это как по сценарию парада на Красной площади послы иностранных государств делали выводы (наверное, делают и сейчас) о нашей военной мощи, хотя и раньше разведка у всех была.

Хотя, надо признать, о внешней политике в этот раз Владимир Путин говорил мало. И это обстоятельство указывает на крайне важный вывод: президент отлично чувствует свою страну. И не просто чувствует, но и искренне переживает за существующие проблемы. Имея вполне ощутимое гражданами желание исправить ситуацию к лучшему. А вот, к примеру, в 2014 году значительная часть времени прямой линии была посвящена Крыму и Украине. Тогда для народа это была действительно самая важная тема. Сейчас же на первый план выходит внутренняя повестка.

Проблема нашего телевидения в последнее время в том, что различные политические обсуждения касаются почти исключительно ситуации за рубежом. Часами обсуждают условия жизни в Алеппо, националистов Украины, Трампа, Меркель, Макрона… При этом очевидно,  что людей волнуют совершенно другие проблемы. И их замалчивание создает в народе ощущение,  что так называемый «истеблишмент» совершенно оторвался от реальности и просто пытается запудрить людям мозги,  отвлечь от реально существующих проблем.

Львиная доля ответов (а никто не скрывает,  что вопросы подбираются заранее) президента в этом году была посвящена именно внутренним неурядицам.

Прозвучали самые откровенные вопросы. Как прожить на небольшую зарплату? В частности, учительница Алена Остальцова из города Шелихова Иркутской области спросила,  как существовать на 16500 рублей, которые она получает.  Почему региональные чиновники совершенно наплевательски относятся к людям? Жительница села Краснокумское в Ставрополье пожаловалась, что после затопления населенного пункта помощи практически никакой нет, зато требуют сборы за работу какой-то комиссии.

Особо трогательным было обращение девушки Дарьи из города Апатиты Мурманской области, которой не смогли вовремя диагностировать онкологическое заболевание из-за плохой медицины в городе. Больницу вообще закрыли, и недавно мама подруги умерла, пока ее на «скорой» везли в другой город.

И проблема так называемой «оптимизации» известна во многих регионах. Местные власти почему-то подошли к социальной сфере с чисто бухгалтерских позиций: чем меньше школ и больниц – тем меньше трат. Но за такими решениями – люди. Кстати, Апатиты это не такой уж маленький город, в нем живет почти 60 тысяч человек, а потому приказ начальства о закрытии больницы можно сравнить с осознанным решением погрузить людей в средневековье. «Мы хотим жить, а не выживать!» – буквально прокричала 24-летняя Дарья. Откровенность ситуации подчеркивал выбранный съемочной группой кадр: пустые «глазницы» той самой закрытой больницы.

Но важно, что глава государства не пытался уходить от ответов, переводить разговор на другую тему. По каждой животрепещущей проблеме было задано по несколько вопросов. В том числе, и про низкие пенсии, и про аварийное жилье. При этом президент старался не давать несбыточных обещаний. Есть вполне объективная реальность, и рисовать какой-то сказочный мир никто не собирается.

Экономика постепенно выходит из кризиса, третий квартал наблюдается рост ВВП. При этом рост инвестиций в производственные мощности идет быстрее, чем в целом экономика,  и это создает задел для будущего развития. Что кризис преодолен, говорит и тот простой факт, что золотовалютные резервы начали расти.

«В прошлом году мы начали с 368, закончили 378, в этом году они уже 405 миллиардов долларов», – привел цифры Владимир Путин.

Сразу вспомнились апокалиптические прогнозы некоторых наших экономистов, левых и правых, еще совсем недавно рассуждавших на тему, что будет с нами, когда мы «проедим» все резервы. К слову, резервы и нужны для того, чтобы преодолеть кризисные явления. Оказывается, прежде как резервы были потрачены, они начали вновь расти.

Надо отдать должное тем,  кто выбирал выездные площадки для прямой линии. Нет, дело не в том, что пытались умышленно показать какой-то трэш или, наоборот, залить реальность елеем. Заслуга организаторов прямой линии в том, что они постарались показать страну объективно.

В России есть разваливающиеся бараки, и этого никто не отрицает. Есть нерадивые чиновники, способные любые благие начинания обратить в человеческие мучения. Но в какой стране этого всего нет? Свои трущобы есть и во Франции, а вот где нет плохих бюрократов, даже представить невозможно.

Но ведь это не значит, что жизнь везде совершенно невыносимая. Строятся новые аэропорты, стадионы, объекты инфраструктуры, открываются современные предприятия. И не только потому, что у нас такой президент – никто до такого восхваления не дошел. Главное – люди у нас любят и умеют работать.

У нас люди заводят семьи, рожают детей, служат в армии, мечтают о будущем. И когда граждане жалуются главе государства на какие-то проблемы, то именно из-за того, что хотят верить в лучшее и готовы трудиться на благо страны. Это наглядно было видно во время прямой линии. И это то,  что никогда не будет понятно нашим либералам.

Мне лично запомнились две картинки. Первая – сход жителей возле своего дома в Балашихе, где рядом находится просто эпическая свалка мусора. К груди у одного из детей была прикреплена Георгиевская ленточка. Люди обращаются к президенту, чтобы решить конкретную проблему, но не делают ее поводом для того, чтобы проклинать собственную страну.

Второй запомнившийся вид – у озера Байкал. Вопрос о необходимости защиты «священного моря» предрекал хоровод детей в национальных костюмах. А ведь это и есть картина нашей жизни. Люди не унывают, хранят свою культуру, а с президентом общаются по делу, без истерик, с достоинством.

Обсуждая прямую линию с Путиным,  хочется особо отметить атмосферу общения. Подчеркну, вопросы готовятся заранее, с этим никто не спорит. Четко отслеживается вообще всё, что попадает в эфир прямой линии. Но при этом на экране периодически появлялись смс-сообщения весьма не лестного характера. «Может вы устали, и вам надо отдохнуть?», «Кто придумал этот МРОТ, пусть на него и проживет», «Вся Россия считает, что вы засиделись на троне»… И ничего, вся страна видит это. Люди,  которые эти смс писали, наверняка это делали больше для себя, в качестве акта некоего катарсиса, не веря, что их мнение дойдет до всей страны.

Но у нас свободная страна, а власть прислушивается к различным мнениям. Сюда же можно отнести вопрос актера Сергея Безрукова, спросившего про фильм Алексея Учителя «Матильда», вокруг которого разгорелся скандал. Депутату Госдумы Натальи Поклонской показалось, что фильм оскорбляет чувства поклонников последнего российского императора Николая Второго. Дали слово и самому Алексею Учителю. Путин заметил, что не собирается влезать в культурологический спор, а запрещать у нас никто ничего не собирается.

А собственно, разве должно быть иначе? Кому-то нравится фильм, кому-то нет. Кто-то его не видел, но уже осуждает. Но за вопросом, почему «хотят запретить» отчетливо кроется «не дать критиковать». Но президент не поддался на провокацию. Власть готова слушать всех и работать со всеми. При единственном условии – нет изначального умысла навредить стране.

Если говорить о внешней политике, то ее на прямой линии практически не было. Были традиционные вопросы об отношениях с США. И были вполне логичные ответы: налаживать отношения надо, есть много сфер для сотрудничества. Можно сказать, что «по носу» получили и наши либералы, и наши «ура-патриоты». Не стоит надеяться на Америку, на ее нового президента, или думать, что политика Вашингтона изменится кардинально. Давайте строить свою жизнь сами и рассчитывать исключительно на себя. При этом, почему бы не сотрудничать?

Была поднята и тема Украины. И тут был интересен рассказ главы государства про бывшего главы администрации главы «незалежной» Виктора Медведчука. Оказывается, Путин считает Медведчука украинским националистом, напомнил про то, что отец Медведчука был членом ОУН (организации,  запрещенной в России).

Если в целом подводить итог прямой линии, то можно сказать, что президент прекрасно знает Россию и ее проблемы. Он готов решать их конструктивно и последовательно. При этом на пути к более зажиточной жизни не придется жертвовать правами и свободами граждан. И вот именно такие постулаты разделяет подавляющее большинство россиян. А вот нашим либералам придется задуматься, стоит ли дальше пытаться формировать свою повестку дня в отрыве от реальности. Хотя, с другой стороны, несистемной оппозиции плевать на большинство, у них для завоевания власти совершенно иные технологии.

Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.

Последние новости
Загрузка...
Ошибка сети...

Все новости за сегодня
Новости - RU.BANGANET.COM