Любой русский оттенок или хотя бы намек на присутствие России на Донбассе вызывает визгливую бурю в рядах свидетелей секты Порошенко и Ко. Российская армия вместе со всеми танками и другим вооружением во главе с президентом Путиным регулярно мерещится Киеву наяву и в самых страшных снах, а гуманитарные конвои из РФ категорически объявляются замаскированными обозами с боеприпасами. Когда же в ЛНР и ДНР официально начал хождение рубль – укропатриоты совсем сошли с ума и объявили Донбасс рублевой зоной со всеми вытекающими последствиями, в их куцем понимании, конечно: если рубль – значит, Донбасс практически в составе РФ.
Безусловно, об окончательном и принципиальном встраивании Донбасса в рублевую зону говорить не приходится. Для этого, как минимум, необходимо официальное признание республик Москвой, как максимум – полная интеграция, то есть общая финансово-экономическая система, как это произошло с Крымом. Пока же руководство ЛНР и ДНР ввело мультивалютную систему, при этом на территории республик имеет хождение гривна, рубль, доллар и евро, и, кстати, рубль демонстрирует значительное преимущество и воспринят населением безболезненно, почти по-родственному.
«Предпосылок для полного перехода ЛНР в рублевую зону нет, – заявил глава ЛНР Игорь Плотницкий. – Слухи о том, что все расчеты в Республике скоро будут производиться в рублях, надо переадресовать в Украину: там дислоцируются специалисты по размножению слухов, по их интерпретации. Мы вынуждены были перейти на мультивалютную систему, которая, как показала практика, оправдывает себя больше, чем мы ожидали, и мы не думали, что так быстро это произойдет с рублем, для нас это приятная новость».
Нет смысла перегружать текст экономическими выкладками, графиками и расчетами. Скажу просто: свято место пусто не бывает. Поэтому, когда Украина начала целенаправленное вымывание гривны из Донбасса, нишу украинской валюты заняли другие. По сути, Киев своими действиями, а именно игнорированием пункта 8 Минских соглашений о восстановлении социально-экономических связей с Донбассом, заставил власти Республик искать ресурсы для обеспечения пенсий и социальных выплат населению.
Увеличению рублевой массы так же способствует все более ужесточающая экономическая блокада: украинские блок-посты перестали пропускать в Республики машины с товаром, то есть торговые связи с Украиной фактически разорваны. В результате, выбор остался только один – Россия.
Реклама
Сейчас уже никого не удивляют двойные ценники в магазинах и на рынках – в рублях и гривнах. К слову, сориентироваться легко: курс 1:2 – за одну гривну дают два рубля, а сдачу можно получить вперемешку, в зависимости от наличия той или иной валюты в кассе, это, впрочем, никого не смущает. Прилавки заполнены российскими товарами: продукты питания, бытовая химия, галантерея. Покупатели, кстати, отмечают отличное качество.
Прием платежей за коммунальные услуги также принимается и в гривне, и в рублях.
В ЛНР планируют выдавать зарплату рублями работникам бюджетной сферы. Реакция бюджетников ожидается позитивной. Во всяком случае пенсионеры и получатели социальных пособий отнеслись к выплате рублями спокойно.
Надо сказать, что здесь имеет место и психологический эффект: скажем, четыре тысячи рублей – это все же больше, чем две тысячи гривен. Другой вопрос, что цены на товары подросли, так как российские изначально дороже украинских и позволяют разве что кое-как держаться на плаву, не голодать.
Вот так выживает нынче Донбасс. Сложно, трудно. Сказывается усталость от войны, от ежедневного страха погибнуть под обстрелами или остаться на долгие месяцы без средств существования, без воды, электричества и тепла. Поэтому и отношение к переговорам в Минске неоднозначное. Однако ничего другого пока никто не предложил, не считая Киев с его планами стереть Донбасс с лица земли.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.